Любовь Духанина: Хорошие родители буквально ведут по жизни детей

1 сентября и ученики, и их родители ждали с тревогой и волнением – каким будет главный школьный праздник в условиях пандемии? К счастью, дети пошли в свои классы, к друзьям и учителям, соблюдая все меры предосторожености. Учитель в маске – теперь школьная норма. О том, что потребуется от всех участников образовательного процесса в новых условиях, рассказала депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке Любовь Духанина.

– Любовь Николаевна, недавно стало известно, что столичные родители могут выбрать для детей дистанционное обучение или очные занятия в школе. С учетом того, что коронавирус все же ещё не побеждён, какой вариант на ваш взгляд предпочтительнее?  Стоит ли без необходимости уходить на дистант?

– Тревожность часто сопутствует жизни родителя, особенно в ситуации, когда он принимает решение, связанное с его собственным ребёнком. Сейчас, когда нет реальной необходимости выходить на дистанционное обучение, переходить на него нецелесообразно. Потому что очное обучение даёт значительно больше возможностей для развития ребёнка. Некоторые теперь уже начинают активно убеждать, что на дистанте мы лучше учились, так как, когда все ходили в школу, не было таких высоких результатов, которые школьники показали в конце года. Но у каждого ребёнка, как и у взрослого человека, есть свои особенности. Кто-то может делать домашнее задание только в идеальной тишине, а кому то нужна громкая музыка или музыка в наушниках. Правильно, все-таки, принимать решение, ориентируясь на интерес ребёнка, а не на свой страх.

–  К чему морально должны быть готовы родители и школьники в этом году?

–  К терпению и особому вниманию друг к другу. Хорошие родители буквально ведут по жизни детей, заботятся о них, создают самые лучшие условия, протягивают руку помощи в трудные минуты. Но, как показывает жизнь, больше всего детям от родителей нужно время, которое они могут провести с ними. Это основное ожидание и основной заказ современных школьников. У нас растёт количество детей, которые говорят о своём одиночестве. За последние два года эта цифра возросла на десять процентов. И теперь уже 40 процентов юных россиян говорят о том, что они одиноки. Им хочется, чтобы родные находили время на душевное общение – могли выслушать их проблемы, переживания, дать подсказку…

– А в это время родители думают, что дети мечтают о последней модели  телефона или планшета….

– Как показывают опросы, для ребёнка телефон и любой гаджет –  это всего лишь инструмент взаимодействия со сверстниками, друзьями, одноклассниками и  родителями по текущим проблемам. Это возможность быстро получить дополнительную информацию. А основной запрос – на внимание, заботу и человеческое участие. Поэтому хочется пожелать родителям, чтобы у них находилось это золотое время. Оно сторицей вернётся в будущем – в виде  высоких результатов детей. Потому что у молодых людей, выросших во внимании и при душевном участии родных,  появляется большая уверенность в себе, у них формируется стремление к достижению результатов.

– К учителям у детей так же имеются запросы? Какие они сегодня?

– И от учителей они так же хотят получать внимание. Сегодня мало дать ребенку теоретические знания по предметам. Учитель должен стараться выстроить и добрые человеческие отношения с учеником. Таких педагогов дети всегда выделяют, уважают и любят. Причем, чаще всего это достаточно строгие и требовательные учителя. Но ребенок ни столько понимает, сколько чувствует, что эта строгость – ради его блага. Поэтому родителям и учителям я хочу пожелать возможности находить и использовать время на неформальное общение с детьми. А школьникам в свою очередь желаю настойчивости в получении знаний и требовательности по отношению к взрослым. Пусть дети не стесняются напоминать, что внимание и забота – это то, что им необходимо, как воздух.

– Любовь Николаевна, с 1 сентября российские школы обязаны не только учить, но  воспитывать детей. Как вы думаете, большая предстоит перестройка внутри школ в связи с этим требованием?

– Закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что образование есть воспитание и обучение. То есть, воспитание всегда стояло на первой позиции и являлось основной задачей для школы. К сожалению, в условиях политических изменений, произошедших в стране за последние 25-30 лет, изменилось отношение к значимости этого процесса. И сегодня мы видим последствия невнимания к воспитанию детей.

– На чем это отразилось в первую очередь?

– Не развиваются в полной мере личностные качества подрастающего поколения, такие как воля, доброта, стремление достигнуть результата. Многие работодатели сегодня говорят о том, что школа действительно хорошо учит, ребята получают высокие академические знания. По многим параметрам российские школьники соответствуют уровню одаренных детей. Но когда  приступают к работе в коллективе, выясняется, что они прекрасно работают самостоятельно, иногда могут взаимодействовать со вторым работником, но  практически не имеют навыков создания микроколлектива и руководства этим коллективом.

– Почему это происходит, что в современных детях «пошло не так»?

– Из практики школ ушла коллективная деятельность. Никто больше не рисует газеты совместно, не формирует команды, отряды. В какой-то момент подумали, что это идеологическая история. А на самом деле, это история полноценного развития личностных качеств. Теперь, когда Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин внес поправки в Закон об образовании, связанные с системой воспитания, она больше не будет оставаться на втором плане.

– И родители, и школа должны стать в этом вопросе союзниками, но уже на новом уровне?

– В полноценном воспитании ребенка заинтересованы все. Семья, школа, сам ребенок, который в юном возрасте ещё не может оценить те дивиденды, которые он может получать во взрослой жизни, будучи воспитанным и образованным человеком. Специалист, который умеет поддержать беседу с людьми других профессий, других социальных и общественных пространств, который смело выступает на конференциях, планерках, не боится предлагать на обсуждение свои идеи, он всегда будет легче и успешнее строить карьеру, добиваться высоких жизненных результатов.  Все эти навыки в большом объеме ребенок получает еще в школе, где на должном уровне поставлена воспитательная работа. Поэтому смело можно говорить, что сегодня главный заказ государства – образованные и гармонично развитые граждане, которые продолжат путь устойчивого развития страны в непростое для всех время.

СПРАВКА:

Любовь Духанина представляет в Государственной думе территориально-избирательный округ № 203. Он включает в себя районы: Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово Северное и Южное, Царицыно, Бирюлево Восточное и Западное.

Источник