Версия для слабовидящих

Директор Московского авиацентра рассказал об особенностях работы вертолетов в столице

16 июня в рамках Международной выставки вертолетной индустрии «HeliRussia-2025» прошел форум, посвященный программам развития санитарной авиации России. Директор Московского авиацентра принял участие в деловой программе и рассказал об особенностях применения санитарных вертолетов в столице.

Первые легкие вертолеты ВК117С-2 появились в столичном авиацентре в 2008 году. Воздушные суда идеально подошли для выполнения задач по медико-санитарной эвакуации в городе. На сегодняшний день в авиапарке центра используется пять ВК117С-2, которые оснащены современным оборудованием для оказания помощи пострадавшим, включая реанимацию прямо на борту воздушного судна. Ведь благодаря наличию диэлектрического пола любая помощь пациенту может оказываться непосредственно в полете без помех в пилотировании.

«На борту санитарного вертолета находятся два пилота авиацентра и два медработника Территориального центра медицины катастроф города Москвы. Экипажи санитарных вертолетов дежурят круглосуточно и вылетают к месту происшествия как с аэродрома, так и с вертолетных площадок, находящихся при городских клинических больницах. Сегодня в оперативном управлении нашего учреждения находятся семь вертолетных площадок при лечебных учреждениях столицы, одна на МКАД и 21 посадочное место в ТиНАО. С отдаленных от центра столицы территорий чаще всего мы доставляем пациентов с инфарктами и инсультами», – рассказал директор Московского авиацентра Кирилл Святенко.

Руководитель учреждения также отметил, что экипажи совершают посадки методом самоподбора с воздуха, для чего постоянно тренируются, отрабатывают навыки работы в условиях плотной городской застройки и сезонных явлений. Например, летом экипажи санитарных вертолетов сталкиваются с «болтанкой», вызванной термическими перемещениями воздуха из-за высокого нагрева зданий, и при посадках на так называемые «закрытые» площадки – это места с непредсказуемым направлением ветра, окруженные многоэтажками. Зимой сложности при полетах доставляют низкая облачность, обледенение, а также свежевыпавший снег, который при взлетах и посадках легко подхватывается потоком воздуха от несущего винта и создает условия практически нулевой видимости. В темное же время суток добавляются свои особенности.

«Впервые мы организовали круглосуточное дежурство экипажей санитарных вертолетов в 2018 году, в преддверии Чемпионата мира по футболу. Для этого в авиацентре была разработана специальная методика полетов в темное время. Пилоты получили допуски к полетам ночью, к посадкам на площадки с самостоятельным подбором с воздуха и к ночным авиационным работам, а вертолетные площадки при больницах были оснащены специальным светотехническим оборудованием. По окончании Чемпионата практику круглосуточного дежурства санитарной авиации продолжили на постоянной основе», – прокомментировал Кирилл Святенко. 

По словам руководителя учреждения, летный состав требует особой подготовки. Поэтому все пилоты Московского авиацентра регулярно тренируются и до автоматизма отрабатывают практические действия. Раз в год весь летный состав проходит аттестационную комиссию и подтверждает свое право к полетам над столицей, а вновь прибывшие специалисты проходят переподготовку на допуск к самостоятельным полетам в качестве командира. Все эти требования необходимы для поддержания высокого уровня натренированности, совершенствования техники пилотирования, вертолетовождения (навигации) и освоения новых видов авиационных работ. Особое внимание уделяется и сезонной подготовке.

Важно отметить, что несколько лет назад в Московском авиацентре был создан Учебный центр, где обучают личный состав без отрыва от производства по многим необходимым курсам. Программы разрабатывались непосредственно в авиацентре, что позволило подготовить пилотов максимально эффективно.

Экипажи санитарных вертолетов прибывают в точку назначения в среднем за 10 минут – это позволяет уложиться в так называемый «золотой час» и увеличивает шансы на сохранение жизни и здоровья людей.

«Наши пилоты выполняют задачи по медико-санитарной эвакуации и днем, и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. За 17 лет работы с помощью санитарных вертолетов Московского авиацентра было эвакуировано в лечебные учреждения столицы более 7 500 человек», – подытожил свое выступление Кирилл Святенко.

Доклад руководителя учреждения вызвал живой интерес среди гостей форума «САНАВИАЦИЯ». Присутствующие с большим энтузиазмом участвовали в дискуссии, задавали вопросы и в конце выступления тепло поблагодарили спикера за освещение волнующих вопросов. 

Форум «САНАВИАЦИЯ» проходит с 2019 года и является важной площадкой для специалистов авиации и здравоохранения. Он позволяет обсудить актуальные темы, обменяться опытом и обозначить существующие проблемы в медицинской эвакуации России.