Версия для слабовидящих

Под водой и на суше: как работают столичные водолазы-спасатели

Рассказываем, как проходит погружение московских водолазов в Серебряном бору, что они ищут на дне Москвы-реки и зачем нужна подводная «азбука Морзе».

Солнце едва встает над Москвой-рекой, а на поисково-спасательной станции «Татарово» Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах уже кипит работа. Белый катер рассекает воду, направляясь по дежурному маршруту вдоль пляжей Серебряного бора. За штурвалом — спасатели. Они первыми приходят на помощь в экстренной ситуации.

Накануне Дня водолаза, который отмечается 5 мая, корреспонденты mos.ru побывали на станции и выяснили, как проходит дежурство спасателей, чем они занимаются в межсезонье и что означают сигналы подводной «азбуки Морзе».

Аэролодка и сторожевой пес

Поисково-спасательная станция «Татарово» расположена на 4-й линии Хорошевского Серебряного Бора (дом 19, корпус 5). Ее сотрудники обеспечивают безопасность отдыхающих на одном из самых популярных городских пляжей «Серебряный бор — 3». Большой живописный участок на левом берегу Москвы-реки обнесен зеленым забором. За ним — одноэтажное деревянное здание, в котором находятся спасатели во время дежурства. Нас встречает громким лаем алабай по кличке Балу. Он вырос среди водолазов и несет бессменную службу на своем посту. Пес боится воды, зато добросовестно охраняет порученную ему территорию.

Внутри небольшого домика — комната отдыха с двухъярусными кроватями, маленькая кухня, дежурный рабочий кабинет, где можно посмотреть записи с установленных вдоль пляжа камер видеонаблюдения, и медицинский пункт с кушеткой и аптечкой для экстренных случаев. По соседству находятся склад для водолазных костюмов, компрессорная, мастерская и спортивная площадка с турниками, чтобы сотрудники могли поддерживать форму.

У пирса пришвартованы два катера «Вельбот» и современная аэролодка «Север», способная развивать скорость до 140 километров в час. На берегу сушатся резиновая моторка и гребная лодка — резервные варианты для непредвиденных случаев. В распоряжении сотрудников станции есть еще два судна на воздушных подушках «Славир».

«В теплое время года мы патрулируем акваторию на “Вельботах”, а когда река покрывается льдом, пересаживаемся на аэролодку и катера на воздушных подушках. Перед началом сезона суда подготавливают к работе, а после каждых 100 моточасов проводят комплексное техобслуживание с заменой масла и фильтров. Летом на технику ложится большая нагрузка: катера работают по 11 часов в день», — говорит начальник поисково-спасательной станции «Татарово» Кирилл Соломко.